Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова, некогда глава медиа-империи и одна из самых могущественных женщин в Центральной Азии Гульнара Каримова, по всей видимости, находится под домашним арестом, причем под наблюдением жестоких охранников
Global Look Press
Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова, некогда глава медиа-империи и одна из самых могущественных женщин в Центральной Азии Гульнара Каримова, по всей видимости, находится под домашним арестом, причем под наблюдением жестоких охранников Противостояние Гульнары Каримовой и ее отца (о котором, конечно, можно лишь догадываться, основываясь на стремительной потере дочерью своего былого влияния) стало отчетливо проявляться осенью прошлого года
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова, некогда глава медиа-империи и одна из самых могущественных женщин в Центральной Азии Гульнара Каримова, по всей видимости, находится под домашним арестом, причем под наблюдением жестоких охранников
Global Look Press
 
 
 
Противостояние Гульнары Каримовой и ее отца (о котором, конечно, можно лишь догадываться, основываясь на стремительной потере дочерью своего былого влияния) стало отчетливо проявляться осенью прошлого года
Global Look Press
 
 
 
В феврале этого года Генпрокуратура Узбекистана сообщила о возбуждении уголовных дел в отношении 10 должностных лиц, имеющих отношение к компаниям, которые ассоциируются с именем Гульнары Каримовой
Архив NEWSru.com

Дочь президента Узбекистана Ислама Каримова, некогда глава медиаимперии и одна из самых могущественных женщин в Центральной Азии Гульнара Каримова, по всей видимости, находится под домашним арестом, причем под наблюдением жестоких охранников. Это стало известно из двух разных писем, якобы написанных "узбекской принцессой" и тайно отправленных в редакции некоторых изданий. Кроме того, Каримова стала подозреваемой по делу шведской телекоммуникационной компании TeliaSonera - ее обвиняют в получении взяток.

Противостояние Гульнары Каримовой и ее отца (о котором, конечно, можно лишь догадываться, основываясь на стремительной потере дочерью своего былого влияния) стало отчетливо проявляться осенью прошлого года. Как сообщает "Русская служба BBC", около пяти месяцев назад Каримова пропала из соцсетей. Оказывается, это объясняется тем, что в Узбекистане ее посадили под домашний арест.

Ничего доподлинно утверждать нельзя: все, что касается Каримовой, покрыто флером тайны. О том, что она может находиться под домашним арестом, стало, например, известно из ее письма, которое тайно было передано анонимным лицом редакции BBC. При этом подлинность письма точно подтвердить нельзя. Эксперт по кириллическому почерку Инесса Голдберг заявила, что сравнительный анализ почерков Гульнары Каримовой подтвердил лишь 75%-ную вероятность того, что это письмо написала дочь президента Узбекистана.

В послании говорится: "Я нахожусь под жестоким психологическим давлением. Меня избили, на моих руках синяки". Каримова описывает жизнь под домашним арестом, камеры наблюдения и контроль полиции. Она сообщила, что находится в квартире вместе со своей 16-летней дочерью.

Также Каримова описывает штурм ее квартиры в Ташкенте: "Что ужаснее всего, невозможно оставаться человеком, когда за тобой наблюдает камера, когда кругом вооруженные люди и когда ты подавлен (находишься в депрессии, унижен) видя все, что происходит вокруг. Спецназ на крыше, обыск личных вещей, выбитые окна, и хуже всего - человек с завязанными глазами, которого тащат по полу". Возможно, этим человеком был Рустам Мадумаров, который считается бизнес-партнером Каримовой и ее любовником.

В письме, полученном BBC, Каримова выдвигает обвинения против своей матери, сестры и некоторых приближенных отца. Она обвиняет их в вымогательстве, шантаже и пытках.

Однако таинственность этой истории заключается в следующем: издание Uznews.net опубликовало полностью письмо, тоже полученное от анонима и написанное Каримовой. Только оно написано путано, витиевато, практически потоком сознания, и тех фраз, что есть в письме BBC, не содержит, что позволяет сделать вывод о двух разных письмах. Соответственно, доказать, что и это - стопроцентно подлинное письмо, тоже нельзя.

Послание наполнено туманными фразами о страданиях Каримовой, о ее чувствах, болезни, врачах, судебной системе Узбекистана и практически лишено конкретики. Единственное, там указываются соратники президента Каримова, которые являются ее "тюремщиками". Интересно, что самого отца она открыто не обвиняет, хотя косвенно постоянно обращается к нему, спрашивая, почему он поступает так со своим "ребенком" и с "ребенком ребенка".

Вот отрывок из письма: "…несколько имен из сотрудников СНБ, участвующих в допросах и преследовавших разных людей по личному поручению Татьяны Акбаровны, наконец-таки занявшей свое первое место среди коррупционного беспредела в стране для широкой публики. Имена таких ретивых исполнителей как ее "финансовый распорядитель" Максим, Зиёд, Нодир Валиев - племянник известного генерала Салихбаева, бездарный Абдурахим Муминов и конечно же, генерал Тахирий, прославившийся на всю страну бесприкословным исполнением любых "причуд, издевательств и приказаний" от Хаёта Шарифходжаева и Иноятова, уже собравшегося мягко "отплыть с миллиардами" (орфография сохранена. - Прим. NEWSru.com).

Вообще, "группа Иноятов - Шарифходжаев - Т.А." часто фигурирует в бессвязных рассуждениях Каримовой. Отметим, что Рустам Иноятов - это председатель Службы национальной безопасности Республики Узбекистан. Хаёт Шарифходжаев - бывший начальник Управления Собственной безопасности СНБ Узбекистана. "Т.А. или Татьяна Акбаровна" - по всей видимости, супруга Ислама Каримова и, собственно, мать Гульнары Каримовой.

"Швейцарское дело" Каримовой

Как сообщает "Радио Свобода", главный прокурор Национального антикоррупционного ведомства Швеции Гуннар Стетлер подтвердил, что Каримова подозревается в получении взяток в обмен на доступ TeliaSonera на узбекский рынок.

По данным следствия, в 2007 году TeliaSonera заплатила более 350 миллионов долларов за лицензию на право оказания услуг в сетях третьего поколения. Деньги были переведены зарегистрированной в Гибралтаре фирме Takilant, которая, как считается, принадлежит Каримовой.

"Мы полагаем, что в конце концов нам удастся доказать, что деньги переводились компаниям, контролируемым Гульнарой Каримовой. У нас пока недостаточно доказательств для предъявления обвинений, но достаточно свидетельств, чтобы заявить в суде о наших подозрениях", - заявил Стетлер.

Главным подозреваемым в швейцарском деле является экс-глава узбекского оператора мобильной связи "Уздунорбита" (дочерней фирмы российской компании МТС) и приближенный Каримовой Бехзод Ахмедов, писала газета Tages anzeiger в ноябре 2012 года. По ее сведениям, на двух зарегистрированных на его имя счетах в женевском банке Lombard Odier были заблокированы 600 миллионов швейцарских франков (682 миллиона долларов), в законности получения которых усомнились швейцарские власти.

После того как Ташкент отозвал Гульнару Каримову со всех постов и лишил ее дипломатического иммунитета в Европе, дочь президента вернулась на родину. В феврале этого года Генпрокуратура Узбекистана сообщила о возбуждении уголовных дел в отношении 10 должностных лиц, имеющих отношение к компаниям, которые ассоциируются с именем Гульнары Каримовой.

По данным надзорного органа, эти лица "регистрировали внутри Узбекистана и за рубежом различные фиктивные структуры, занимались получением незаконной прибыли и легализацией преступных доходов, уклонением от уплаты налогов, сокрытием иностранной валюты и выводом ее за пределы страны". Государству и отдельным компаниям был нанесен ущерб в особо крупных размерах, заявили в прокуратуре, не назвав никаких имен.

Еще не так давно Гульнара Каримова рассматривалась как наследница 75-летнего отца на посту руководителя страны. Однако в начале октября 2013 года стали появляться сведения, свидетельствующие о том, что она попала в опалу. В частности, по указу президента были закрыты подконтрольные Каримовой телеканалы и радиостанции, а некоторые люди из ее ближнего окружения, в том числе начальник ее службы безопасности, покинули страну. Местные СМИ также писали, что Ислам Каримов избил свою дочь, а сама Гульнара Каримова заявляла, что ее хотели отравить, о чем, кстати, тоже есть небольшой туманный отрывок в письме.