Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) в интервью опроверг заявления о том, что события в Казанской семинарии, связанные с сексуальными домогательствами к семинаристам, не расследуются
© РИА Новости / Сергей Пятаков
Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) в интервью опроверг заявления о том, что события в Казанской семинарии, связанные с сексуальными домогательствами к семинаристам, не расследуются
 
 
 
Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) в интервью опроверг заявления о том, что события в Казанской семинарии, связанные с сексуальными домогательствами к семинаристам, не расследуются
© РИА Новости / Сергей Пятаков

Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) в интервью порталу "Интерфакс-Религия" опроверг заявления о том, что события в Казанской семинарии, связанные с сексуальными домогательствами к семинаристам, не расследуются.

Ранее протодиакон Андрей Кураев, автор популярного блога, развернул дискуссию на тему "голубого лобби" в Русской церкви, приводя анонимные свидетельства о ряде гомосексуалистов среди священников и епископов. В частности, он заявлял о жалобах учащихся Казанской семинарии на приставания со стороны одного из преподавателей-священников.

"Почему делается предположение, что дело не рассматривается? Общецерковный суд - это последняя стадия рассмотрения вопроса. До передачи ему дела он и не должен говорить и действовать. Есть целый ряд процедур по предварительному расследованию. То, что Общецерковный суд молчит по упомянутому вопросу, вовсе не значит, что дело не расследуется", - заявил архимандрит.

Он напомнил, что в Казанскую семинарию выезжала комиссия Учебного комитета Русской церкви в связи с поступившими в патриархию письмами.

"Кстати, звучало, что эти письма поступили три года назад. Это неправда. Они поступили незадолго до поездки комиссии. Что касается работы самой комиссии, то многие, кто участвует в публичной полемике, ссылаются на "выводы комиссии", на "решения комиссии". Сильно сомневаюсь, что кто-либо из этих авторов-полемистов читал упомянутые выводы, поскольку круг лиц, имеющих доступ к подобным документам, весьма ограничен", - заявил собеседник портала.

Что касается "решения комиссии", то, по его словам, комиссия Учебного комитета не полномочна принимать решение о виновности или невиновности обвиняемого лица, так же, как о назначении, увольнении или отстранении от должности кого-либо.

"Орган, который выносит суждение о виновности или невиновности, - это Церковный суд. А иерархические решения принимают Священный синод, архиереи. Так вот, что сделала комиссия Учебного комитета? Она провела расследование, причем только в стенах семинарии. А дальше эти материалы передаются, как говорится, по принадлежности. Любое серьезно выдвигаемое обвинение требует серьезного исследования", - подчеркнул священник.

Он также не исключил, что работа Церковного суда будет усовершенствована. По словам представителя патриархии, "сейчас осмысливается опыт и копятся факты, прецеденты, которые потом могут вылиться в поправки".

Между тем Московский патриархат дал разъяснения по поводу порядка рассмотрения дел в Общецерковном суде, отвечая тем самым на дискуссию, развернутую Андреем Кураевым.

"Совершение некоторых грехов несовместимо с пребыванием человека в священном сане. В таких случаях каждый епископ обладает каноническим правом лишить сана подведомственного ему священнослужителя, а в отношении епископов таким правом обладают Архиерейский собор и Священный синод", - говорится среди прочего в разъяснении синодального Информационного отдела, поступившем во вторник в редакцию портала "Интерфакс-Религия".

Как сказано в документе, в ходе изучения дела обвинители должны представить судьям убедительные доказательства, при этом свидетельства очевидцев принимаются, если таковых будет двое или трое.

В своих интернет-публикациях протодиакон Кураев выражал скепсис по поводу возможности, к примеру, простых семинаристов добиться справедливости в церковных судах, учитывая, что на региональном уровне они подотчетны епархиальным властям, а право на обращение в Общецерковный суд имеет не каждый.

Между тем, как отмечают в патриархате, Общецерковный суд не раз рассматривал апелляции на решения епархиальных судов, не дожидаясь проведения положенного в таких случаях повторного заседания того же епархиального суда.

Кроме того, сказано далее, "в исключительных случаях... по результатам проведенного расследования" Общецерковный суд может принять заявление и от лиц, не обладающих правом на обращение в эту инстанцию.