Верховный суд Татарстана в четверг, 1 сентября, отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной думы РФ от партии "Яблоко" по Приволжскому одномандатному округу Ирека Муртазина
© РИА Новости / Максим Богодвид
Верховный суд Татарстана в четверг, 1 сентября, отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной думы РФ от партии "Яблоко" по Приволжскому одномандатному округу Ирека Муртазина
 
 
 
Верховный суд Татарстана в четверг, 1 сентября, отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной думы РФ от партии "Яблоко" по Приволжскому одномандатному округу Ирека Муртазина
© РИА Новости / Максим Богодвид

Верховный суд Татарстана в четверг, 1 сентября, отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной думы РФ от партии "Яблоко" по Приволжскому одномандатному округу Ирека Муртазина, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу суда. Судья удовлетворил иск его соперницы на выборах, которая указала, что он не упомянул в документах при регистрации о своей судимости по резонансному делу 2009 года о клевете на президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

С заявлением об отмене регистрации Муртазина обратилась его соперница на выборах от партии "Справедливая Россия" Рушания Бильгильдеева. В заявлении о согласии баллотироваться Муртазин указал, что у него имеется погашенная судимость по части 1 статьи 282 УК РФ ("Возбуждение вражды к социальной группе представители региональной власти"), но он был осужден также по части 2 статьи 129 УК РФ ("Клевета").

"Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Муртазиным не указаны сведения о судимости по части 2 статьи 129 "Клевета", - обосновала иск представитель истца Альбина Хайруллина.

Как пишет издание "Вечерняя Казань", Муртазин намерен был доказать, что его соперницей пропущен срок исковой давности и потому ее заявление вообще не должно рассматриваться. Главным доводом кандидата стало определение Конституционного суда РФ от 10 марта 2016 года, в котором говорится, что "уголовный закон, устраняющий преступность деяния… имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу".

Муртазин напомнил, что "устранение преступности деяния" и декриминализация клеветы произошли в декабре 2011-го, когда статья 129 УК РФ была признана утратившей силу, а клевета стала всего лишь административным правонарушением. "Таким образом, согласно этому определению Конституционного суда с момента декриминализации статьи 129 УК РФ я считаюсь несудимым по части 2 статьи 129 УК РФ", - подчеркнул кандидат.

Хотя в июле 2012-го "Клевета" снова была введена в Уголовный кодекс РФ, это уже новая статья с другим номером - не 129, а 128.1, доказывал Муртазин. Тем не менее представитель прокуратуры заявил, что иск Рушании Бильгильдеевой подлежит удовлетворению. На вынесение решения судье Эдуарду Каминскому понадобилось не более пяти минут: иск удовлетворить, кандидатскую регистрацию Ирека Муртазина отменить.

Рушания Бильгильдеева заявила, что "справедливость восторжествовала". "Коммерсанту" она сказала, что всегда считала: Иреку Муртазину "не место в политической жизни Татарстана", поскольку он клеветал на президента республики.

"Верховный суд Татарстана отменил мою регистрацию в качестве кандидата в депутаты Госдумы и, по моему твердому оценочному суждению, тем самым подтвердил репутацию республики как региона правового произвола. Убежден, что решение было принято заранее", - написал Муртазин в своем блоге в LiveJournal.

"Может, прав Бастрыкин, не доверяющий судебной системе Татарстана? Может, татарстанская судебная система действительно насквозь коррумпирована?" - добавил он и заявил, что уже подал апелляционную жалобу на это решение. "Коммерсанту" он сказал, что власти Татарстана "в панике", что он может выиграть выборы, а потому "попросили" Рушанию Бильгильдееву обратиться в суд. Изданию "Бизнес-Online" он признался, что написал апелляционную жалобу заранее, предвидя решение Верховного суда.

На канале "Бизнес-Online ТВ" в YouTube опубликовано короткое видео диалога Муртазина с Бильгильдеевой перед камерами, произошедшего после вынесения решения. "Вы бы рассказали зрителям, как обманываете дольщиков "Радужного", - обратился Муртазин к сопернице, дававшей интервью после победы в суде. "Вы за то, чтобы избиратель все знал, почему вы им не рассказываете, что владеете такой и эдакой компанией?" "Это не имеет никакого отношения к предвыборной кампании", - парировала Бильгильдеева.

Как следует из репортажа издания из зала суда, Муртазин просто повторил перед камерами претензии, которые высказал в суде. "Все прекрасно знают, что Бильгильдеева собрала деньги с дольщиков коттеджного поселка "Радужный", что у нее есть определенные обязательства перед дольщиками коттеджного поселка "Орловское". Я хотел, чтобы это было в информационных бюллетенях. Кроме того, сейчас становится известным, что Бильгильдеева скрывает определенные вехи своей биографии... Например, в информационном бюллетене ни слова нет о том, что она ликвидатор ряда татарстанских предприятий, что она директор ряда предприятий".

Муртазин в своем выступлении признал, что он первым обратился в избирательную комиссию с заявлением, узнав, что в документах не указаны ее имущественные обязательства перед жителями Татарстана. "Хотя я не требовал отменить ее регистрацию, а просил именно того, чего она добивается от меня: информировать избирателей", - подчеркнул Муртазин.

Муртазин возглавлял пресс-службу первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в 1999-2002 годах. Позднее он написал книгу "Минтимер Шаймиев: Последний президент Татарстана. Книга 1", в которой, по оценке следственных органов, изложил ложные, не соответствующие действительности факты и события, порочащие честь и достоинство президента республики, подрывающие его репутацию.

12 сентября 2008 года Муртазин разместил в своем блоге запись о скоропостижной смерти Шаймиева. После этого Шаймиев обратился в следственные органы, обвинив Муртазина в клевете и посягательстве на его частную жизнь. 26 ноября 2009 года Кировский районный суд Казани признал Муртазина виновным по двум статьям УК РФ - клевета и возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства - и приговорил его к одному году и девяти месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.